Диагностика организации

Слово «диагностика» происходит от греческого слова «диагноз», означающего распознавание, определение. В повседневной жизни, употребляя слово «диагноз», имеют в виду, во-первых, констатацию результатов исследования кого-то или чего-то, во-вторых, заключение по этим результатам на основании показателей, нормативов, характеристик и т.д.
Диагностика — это оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени. Диагностика проводится с целью нахождения сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и внешних угроз для разработки программы реструктуризации.
В своей работе «Диагностика управления» В.Ш. Рапопорт отмечает сходство в работе консультанта по управлению широкого профиля с работой врача: «Как только правильный диагноз болезни делает полезным наличие у последнего рецептурного справочника, так и весь передовой опыт управления, накопленный консультантом, будет полезен при правильном диагнозе проблем предприятия».
Формы диагноза всегда конкретны. Это могут быть относительные или абсолютные коэффициенты, а также другие показатели, характеризующие качественное состояние объекта диагностики.
Диагностика — это определение состояния объекта, предмета, явления или процесса (управленческого, производственного, технологического, информационного и др.) посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и узких мест. Это не одноразовый акт, а процесс, который осуществляется во времени и пространстве и характеризуется как исследовательский, поисковый и познавательный.
Диагностикой системы управления является исследование системы управления предприятием при помощи специализированных методик с целью выявления закономерностей бизнес-процессов, анализа их эффективности и соответствия стратегическим целям предприятия.
Система управления организацией представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, из которых основными являются система целей и показателей, модель бизнес-процессов и организационная структура управления.
Диагностика экономической системы — это совокупность исследований для определения целей функционирования хозяйственного
объекта (организации, предприятия), способов их достижения, выявления проблем и вариантов их решения.
Цель диагностики заключается в том, чтобы установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу. Осуществив цель на основании данных диагноза, можно скорректировать эффективную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику.
Сущность диагностики деятельности организации состоит в установлении и изучении признаков, измерении основных характеристик, отражающих состояние хозяйствующего субъекта, для предсказания возможных отклонений от устойчивых, средних, стандартных значений и предотвращения нарушений нормального режима работы.
В диагностике, как в комплексном исследовательском направлении, выделяют достаточно широкий спектр видов (рис. 1).

Виды диагностики организации
Рис. 1. Виды диагностики организации

Организационная диагностика является технологией анализа состояния организации и позволяет:
• установить особенности социально-психологического климата в коллективе, стиль и методы руководства;
• выявить проблемные моменты в рабочем процессе;
• подготовить рекомендации по оптимизации деятельности компании.
Управленческая диагностика — это комплекс исследований, включающий в свой состав анализ и оценку системы менеджмента организации.
Основной смысл и принцип управленческой диагностики состоит в том, что без оценки состояния (статика на момент анализа — последний завершившийся и отчетный оформленный год) и динамики развития (хотя бы за последние 3 года) производственно-хозяйственной системы (фирмы, организации, учреждения) невозможно ни оценить, ни понять проблематики любой отдельной стороны хозяйственной жизни объекта исследования.
Систематическая диагностика предполагает постоянное исследование изменения технико-экономического состояния предприятия.
Эпизодическая (точечная) диагностика основана на разовых специальных исследованиях изменения технико-экономического состояния организации.
Количественная диагностика исходит из необходимости определения количественных характеристик технико-экономического состояния организации. Цель данного вида диагностики состоит в измерении, сравнении результатов производства, уровня затрат, установлении количественной меры влияния различных факторов.
Качественная диагностика основана на качественных сравнительных оценках, характеристиках технико-экономического состояния организации. Ее целью служит выявление особенностей данного состояния и его внутренних взаимозависимостей.
Статистическая диагностика организации основана на исследовании характерных особенностей и закономерностей развития путем применения математико-статистических и экономико-статистических методов.
Факторная диагностика организации базируется на определении и детальной оценке каждой причины, каждого фактора, которые могут привести к возникновению отклонений фактических результатов деятельности предприятия от плановых, на применении метода факторного анализа.
Экспертная диагностика базируется на исследовании характерных особенностей и закономерностей развития путем применения комплекса логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов (экспертов) информации, ее анализ и обобщение.
Таким образом, диагностика организации является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности компании, независимо от ее отраслевой направленности, что способствует разработке необходимых мероприятий, предложений и рекомендаций по усовершенствованию системы управления организацией, которые будут способствовать повышению эффективности ее функционирования.