Основные понятия антикризисного управления

Понятие о кризисе очень тесно связано с сущностью и деятельностью организации. В современной научной литературе по менеджменту понятие «организация» рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей; как обособленная общественная ячейка в общей системе общественного разделения труда. В качестве организаций могут рассматриваться: отдельная фирма, банк, компания, предприятие, учреждение образования, правительственное учреждение, т.е. форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры.
Понятие «организация» можно рассматривать с двух позиций: структурной и поведенческой. С позиции структурной позиции организацию следует рассматривать как способы распределения обязанностей, полномочий, ответственности, организационные структуры управления по горизонтали и вертикали. С позиции поведенческой позиции центром исследования является человеке его потребностями, способностями, мотивацией к труду. Следует заметить, что обе позиции взаимосвязаны, однако поведенческий аспект организации на конкретном предприятии (в организации) является объектом изучения теории трудового коллектива — высшей формы социальной группы.
Функционирование организации — это поддержание жизнедеятельности организации, сохранение ее целостности, качественной определенности, сущностных характеристик.
Управление организацией является деятельностью руководства и специалистов организации, обеспечивающей ее устойчивое функционирование и развитие в соответствии с поставленными целями. Применительно к разным типам организации выделяются видовые понятия управления:
1) управление специальными и жестко подчиненными государству (надсистеме) организациями (армия, милиция, полиция, специальные организации) — командование;
2) управление государственными и общественными организациями — администрирование;
3) управление коммерческими организациями — менеджмент.
Управление — сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Успешное предупреждение или вывод предприятия из кризисной ситуации называется антикризисным управлением.
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно и означает новый тип управления, который большинство авторов используют применительно к организациям, уже находящимся в зоне кризисного состояния или банкротства.
Поэтому антикризисному управлению наряду с общими закономерностями присущи и особенности, связанные с проведением антикризисных процедур в зависимости от уровня предпринимательской деятельности, региональных особенностей функционирования организации, экономической политики управления регионом и др.
Антикризисное управление является управлением стратегическим: оно основано на комплексном и системном изучении и освоении ресурсов, накоплении потенциала развития и создания инновационной системы управления.
Антикризисное управление — это управление с использованием новых, наиболее приемлемых и эффективных для данной структуры и ситуации принципов и методов, исключающих кризисное состояние организации.
Сущность антикризисного управления раскрывается в следующих положениях:
1) кризисы можно предвидеть, отодвигать или ускорять;
2) кризисы можно смягчать и минимизировать их последствия;
3) управление в условиях кризиса требует специальных знаний, опыта и искусства;
4) кризисные процессы могут быть до известного предела управляемыми.
Устойчивость организации означает финансовое состояние организации, хозяйственная деятельность которого обеспечивает в нормальных условиях выполнение всех его обязательств перед работниками, другими организациями, государством благодаря достаточным доходам и соответствию доходов и расходов.
Рассмотрение основных понятий антикризисного управления требует изучения такой категории, как «банкротство».
Банкротство — это несостоятельность, отсутствие средств у физического или юридического лица (должника); неспособность должника платить по своим обязательствам, вернуть долги в связи с отсутствием у него денежных средств для оплаты.
При банкротстве должник отказывается платить по долговому обязательству. Термин «банкротство» имеет юридическое значение. Факт банкротства устанавливается арбитражным судом и влечет за собой определенный комплекс юридических последствий.
Различают три основных вида банкротства организации.
1. Упрощенная процедура банкротства организации предполагает принятие решения общего собрания участников о ликвидации юридического лица. Далее назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор), состоящая из лиц, определяемых участниками.
Возможна выездная налоговая проверка при наличии по балансу задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами и ликвидных активов. Недостатком является также риск внесения данных об участниках в информационные базы кредитных бюро, что впоследствии может осложнить получение кредитов и испортить репутацию перед потенциальными партнерами.
2. Банкротство организации на основании заявления кредитора. Выполняется при условии, что у юридического лица имеется кредитор, исполнение обязанностей юридического лица перед которым просрочено более чем на 3 месяца. При этом права кредитора должны быть подтверждены решением суда, арбитражного, третейского суда, но только при условии, что кредитор предъявил исполнительный документ в службу судебных приставов, он вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.
Преимуществами процедуры банкротства организации являются:
• отсутствие выездной налоговой проверки;
• исключение из всех реестров государственных органов;
• исключение также риска назначения экспертизы на предмет фиктивности банкротства организации.
3. Банкротство организации на основании заявления должника возможно при наличии денежных обязательств перед бюджетами, внебюджетными фондами и другими кредиторами. Если их невозможно удовлетворить, должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом.
Данный вид банкротства используется при наличии большой задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами и при наличии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении генерального директора и главного бухгалтера, или если есть достаточно достоверное объяснение возникновения указанных задолженностей. Перед банкротством рекомендуется освободить организацию от ликвидных активов.
Первоочередная цель проведения процедур банкротства — удовлетворение интересов кредиторов. Законом данная процедура применяется к юридическим и к физическим лицам. Предусмотренные Законом о банкротстве процедуры можно разделить на две группы: судебные и внесудебные.
К судебным процедурам относятся:
• наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
• внешнее управление, включающее: 1) процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности; 2) передачу полномочий по управлению должником внешнему управляющему; 3) процедуру банкротства, имеющую целью финансовое оздоровление организации с сохранением ее как действующей;
• конкурсное производство, включающее: 1) процедуру банкротства, применяемую к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов; 2) завершающую процедуру банкротства, предполагающую вынужденную ликвидацию фирмы-банкрота как юридического лица с распродажей всех ее активов и погашение кредиторской задолженности банкрота за счет выручки от распродажи имущества; при этом указанная выручка сначала используется для погашения задолженности кредиторам первой очереди, затем второй, потом третьей. Вместе с тем, на любом этапе производства по делу может быть заключено мировое соглашение.
К внесудебным процедурам можно отнести досудебную санкцию и добровольное объявление должника о своем банкротстве. Особого внимания требуют следующие факторы:
1) резкое уменьшение денежных средств на счетах;
2) увеличение дебиторской задолженности;
3) увеличение количества просроченных дебиторских задолженностей;
4) разбалансированность дебиторской и кредиторской задолженности;
5) снижение объемов продаж.
Антикризисное управление тесно связано со стратегическим управлением организацией.
Стратегия — это:
1)совокупность стратегических решений, определяющих основные аспекты деятельности организации;
2) набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности;
3) конкретизация пути развития организации исходя из динамики внешней среды посредством формирования долгосрочных целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования конкретных действий на перспективу;
4) долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям;
5) качественная последовательность действий и состояний, которые используются для достижения целей организации;
6) образ действий, обусловливающий вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения производственно-коммерческой организации на достаточно продолжительном историческом интервале.
Такой образ действий складывается в рамках определенной системы принципов, правил и приоритетов, обусловливающих обстоятельства места (где), времени (когда), причины (почему), способа (как) и цели (для чего) действий.
Стратегию организации следует отличать от политики организации. Полшпика организации определяет провозглашаемые намерения организации. Они призваны ориентировать процесс принятия решений в нужном для стратегии направлении, представить будущее организации для его партнеров, инвесторов, заинтересованных лиц. Политика должна базироваться на стратегии. Понятие «стратегия» носит более широкий и фундаментальный характер, чем понятие «политика».
Стратегическое управление — это:
• деятельность, которая состоит в определении и выборе предпочтительных направлений развития организации, в обосновании и достижении перспективных целей в постоянно меняющихся условиях внешней среды;
• область специальных знаний и практической деятельности по управлению, состоящая в выборе и реализации перспективных целей путем реализации изменений в организации;
• область научных знаний, изучающая методы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний;
• такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате дает возможность организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе;
• стиль управления (мотивированный потребителями, ориентированный в будущее, направленный на конкуренцию) и методы коммуникации, передачи информации, принятия решений и планирования, с помощью которых аппарат управления и линейные руководители своевременно принимают и конкретизируют решения, касающиеся целей предпринимательской деятельности;
• система действий, необходимых для достижения поставленных целей, зачастую в условиях ограниченности ресурсов.
Главная цель стратегического управления — развитие потенциала и поддержание стратегической способности организации к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Совокупность рассмотренных функций и цели определяет сущность стратегического управления.
Сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности.
Потенциал организации (в общем смысле) — совокупность находящихся в распоряжении организации стратегических ресурсов, определяющих возможности и границы функционирования организации в тех или иных условиях.
К стратегическим относятся те виды ресурсов, объемы и структура которых могут быть существенно изменены лишь путем принятия и реализации соответствующих стратегических решений. Если речь идет о работе в условиях кризиса платежей, то в качестве стратегических ресурсов выступают финансовые ил и другие ликвидные активы, кредитные линии и др. Если рассматривается деятельность организации в нормальных условиях, то составляющие потенциала — это ресурсы, обеспечивающие достижение предприятием конкурентных преимуществ (к примеру, технология, прогрессивное оборудование, интеллектуальные ресурсы, патенты и др.).
Стратегия организации является доминирующей линией действий организации, главным направлением осуществления ее миссии и достижения целей.
Миссия (деловое кредо, философия) организации — это утверждение относительно философии, предназначения, общественного смысла существования организации; обобщенное описание предназначения и роли организации в экономике и обществе. Миссия выражается в виде лаконичной и емкой формулировки, отражающей представления об окружающей среде, возможностях организации, ее предназначении и притязаниях.
Определение миссии решает следующие задачи:
• выявление области активных действий организации;
• определение принципов конкурентной борьбы;
• установление базы для формирования целей организации. Цели организации существенно отличаются от ее миссии по форме
и содержанию. Для целей характерно конкретное описание внутреннего состояния или внешней позиции организации, сроков, показателей, к примеру, в количественной шкале или шкале отношений.
Задачи выступают как детализация целей применительно к различным направлениям деятельности организации.
Действиями являются отдельные, локализованные во времени мероприятия, с помощью которых реализуются поставленные задачи.
Итак, под антикризисным управлением организации в настоящее время понимается такое управление, которое направлено не только на вывод организации из кризиса, в том числе из состояния банкротства, или, в крайнем случае, ее ликвидацию, но и предотвращение глубоких кризисных явлений, обеспечение успешного развития организации и решение главной задачи — максимизации удовлетворения материальных потребностей своих работников.
Таким образом, антикризисное управление может применяться в организациях всех отраслей, организационно-правовых форм, различных размеров, убыточных и прибыльных для предотвращения кризисных финансовых ситуаций и обеспечения устойчивости экономического роста при использовании собственных и заемных средств финансирования в оптимальном сочетании.

Таковы основные понятия антикризисного управления.