Подходы к организации документационного обеспечения управления

Подходы к организации документационного обеспечения управления

Подходы к организации делопроизводства и документационного обеспечения управления в России и на Западе различаются. В России предполагается централизация обработки документов с целью осуществления единого контроля их прохождения и исполнения. Документы сначала докладываются руководству организации, и при этом формируется соответствующее управленческое решение. Затем решение постепенно спускается по инстанциям — до конкретных исполнителей, все более детализируясь.
При традиционном бумажном документообороте исполнение документа, включая вынесение по нему резолюции, связано с передачей оригинала документа (его копии) одним должностным лицом другому. При этом любое перемещение документа или действие над документом фиксируется соответствующими службами (сотрудниками-делопроизводителями) путем отметок в регистрационных формах1.
Таким образом, при исполнении документа возникает два информационных потока. Первый поток связан сдвижением самого документа:
1) документ поступает в канцелярию, где его регистрируют;
2) из канцелярии документ передается руководителю для вынесения по нему резолюции;
3) после вынесения резолюции и назначения исполнителей документ и его копии рассылаются исполнителям;
4) исполненный документ списывается в дело.
Второй информационный поток замкнут на регистрационную форму, в которой фиксируются данные:
1) в момент регистрации документа: регистрационный номер, присвоенный документу, информация о корреспондентах поступившего документа, краткое содержание документа, другие данные общего характера (к примеру, состав документа, примечания и т.п.);
2) факт вынесения резолюции фиксируется путем добавления в регистрационную карточку информации об авторе резолюции, текста резолюции, фамилий исполнителей документа, срока исполнения документа, назначенного автором резолюции;
3) по исполнении документа в регистрационную карточку добавляются тексты отчетов исполнителей, фактический срок исполнения документа;
4) списание документа в дело сопровождается добавлением в регистрационную карточку номеров (наименований) дел, в которых будут храниться оригинал и копии исполненного документа.
Наличие двух информационных потоков является особенностью российского делопроизводства и иллюстрирует сложившийся порядок, когда одни сотрудники работают с документами, а другие — контролируют ход исполнения документов по формальным признакам. Это порождает ряд проблем, главная из которых — противоречие между централизованным контролем работы с документами и, по сути, децентрализованным процессом собственно исполнения документов.
В результате практически невозможно централизованно отследить движение документов в реальном масштабе времени без применения средств автоматизации: ведь это требует огромных трудозатрат не только на ведение регистрационных журналов и картотек в каждом подразделении, но и на оперативное централизованное сведение соответствующей информации в единые реестры предприятия. Отсутствие автоматизированной технологии управления документооборотом приводит, в конечном счете, к тому, что, как правило, в произвольный момент времени невозможно точно сказать, над какими документами работает учреждение, какова история и текущее состояние того или иного вопроса, чем конкретно заняты исполнители.
В связи с этим М.В. Ларин отмечает «необходимость перехода к созданию высокоэффективных систем управления всем комплексом ин-формационно-документационных ресурсов при достижении стратегических и оперативных целей управления в любых организациях, в особенности в государственном аппарате управления»1.
Западный подход к управлению характеризуется принципиально большей степенью децентрализации прав и ответственности. Это выражается в том, что должностные лица, отвечающие за решение тех или иных вопросов в организации, имеют все необходимые полномочия для работы с соответствующими документами.
К примеру, в отличие от приведенной выше схемы, документ после его получения без регистрации и занесения в картотеку будет отправлен исполнителю напрямую, и дальнейшая его судьба будет зависеть только от добросовестности сотрудника. Естественно, подобная децентрализация работы с документами существенно упрощает организацию документооборота.
Национальными службами стандартизации в рамках Международной организации по стандартизации — ИСО (International Organization for Standartization, ISO) выработаны Единые правила оформления и обработки международной документации. В настоящее время в этой организации представлены национальные органы 130 государств.
1акои подход базируется на международных стандартах — нормативных актах в сфере управления документацией, в том числе электронными документами. Прежде всего, это стандарт ISO 15489, который был принят как ISO 15489-1:2001 «Информация и документация. Оперативный учет. Часть 1: Общие принципы» и ISO 15489-2:2001 «Информация и документация. Оперативный учет. Часть 2: Отчет». Данные акты разработаны Международной организацией по стандартизации, соответствующими структурами Евросоюза, национальными комитетами по стандартизации и другими государственными организациями, а также объединениями специалистов в этой области.
Международные и зарубежные нормативные акты по управлению документацией существенно отличаются от отечественных тем, что это не предельно четкие и ясные инструкции, а описание обобщенных идей, требований и методик без определенных способов их практической реализации, которая возлагается на пользователя. Обычно для организаций они носят рекомендательный характер.
В отечественном делопроизводстве акцент традиционно делался на обработку реквизитов и форм документов. Системы документооборота реализовывали функции просто регистрации информации и формального контроля продвижения документов по исполнителям, по всей цепочке исполнения вопроса. При этом в настоящее время требования к автоматизированным системам ДОУ — это отражение содержательных этапов планирования, мотивации персонала к деятельности, учета экспертной информации, экспертных оценок и прогноза, которые все больше учитываются при принятии решений.
Стандарты ISO определяют документ как информацию, созданную, полученную и сохраняемую организацией или частным лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или управленческой деятельности. В отличие от устоявшейся терминологии российских стандартов, в ISO основная нагрузка в термине «документ» приходится на те функции, которые документы реализуют в деловых процессах организаций, а не на формальные признаки документа.
Под управлением документами понимают область управления, отвечающую за эффективный и систематический контроль за созданием, получением, сохранностью, использованием и определением судьбы документов, включая процессы сбора и сохранения свидетельств деятельности и информации о ней в виде документов.
К наиболее общим принципам управления документацией (создание, сбор и управление любыми документами на любых носителях) и информационными ресурсами в организации, отмеченным в ISO, относятся установление и документальное закрепление:
1) основных правил и стандартов работы с документацией в организации;
2) распределения ответственности и полномочий в области работы с документацией между сотрудниками организации;
3) делопроизводственных процессов и технологий.
В России ISO 15489 был утвержден 12.03.2007 как ГОСТ Р ИСО 15489 с целью его ускоренного внедрения в практику. Стандарт ISO:
1) регламентирует управление документами на любых носителях в любом формате и информационными ресурсами, создаваемыми, созданными или полученными организациями любой формы собственности в процессе их деятельности, а также лицами, профессиональными обязанностями которых является создание и (или) обработка документов;
2) облегчает разработку и внедрение в организациях систем управления документацией или их совершенствование;
3) требует выработки локальных (внутренних) нормативных документов организации;
4) требует от системы управления доступом к документации, чтобы надлежащее управление доступом обеспечивалось через установление статуса доступа как документам, так и пользователям;
5) указывает, что управление документами в организации должно включать создание, применение и администрирование систем управления документами, интегрированных с системами управления и управленческими процессами;
6) закрепляет наиболее важные виды работ в процессе создания автоматизированной системы документационного обеспечения управления организации: фиксация сведений о том, какие виды деловой деятельности требуют документирования; когда, как и где документы должны быть созданы;
7) определяет, что из политики управления и хранения документации должны приниматься руководством организации и распространяться на всех работников, в чьи функции входит создание документов; закрепляет ответственность за любой документ в организации на каждом уровне управления;
8) содержит рекомендации по управлению документами организации для соответствия требованиям международных стандартов управления качеством ISO;
9) не регулирует управление архивными документами в организациях (архивных учреждениях).
10) содержит рекомендации по разработке и внедрению системы документооборота в организации.
Многие положения ISO непосредственно связаны с защитой информации и ее носителей, с обеспечением безопасности самой организации, ее работников и ее внешней среды в связи с хранением и санкционированным уничтожением информации в соответствии с требованиями действующего национального законодательства. Такие положения применяются при выработке регламента системы безопасности информации в любых организациях.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что разработка документационного обеспечения управления не должна быть самоцелью, а должна добавлять ценность. Цели документационного обеспечения управления как подсистемы системы управления должны соответствовать целям организации и ее управления. Документационное обеспечение управления должно отражать взаимодействие элементов системы управления и способствовать эффективности этого взаимодействия. Для этого само документационное обеспечение управления должно стать системой взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимоподдерживающих компонентов.

Таковы основные подходы к организации документационного обеспечения управления